Для современных детей характерна новая социальная ситуация развития, познание мира объективно сопряжено для них с рядом опасностей и рисков.
Социальные риски могут приводить к психологическим и иным проблемам, в том числе проявляющимся в социально-психологической дезадаптации и разных видах отклоняющегося поведения.
Социально-психологическая дезадаптация — это состояние, осложняющее приспособление к социальной среде. Может предшествовать проявлениям отклоняющегося поведения или быть его следствием.
Отклоняющееся (девиантное) поведение — это постоянное, стойко повторяющееся поведение, не соответствующее общепринятым социальным нормам и наносящее ущерб самому человеку, окружающим людям и имуществу.
«Навигатор профилактики. Методические материалы по признакам девиаций, действиям специалистов системы образования в ситуациях социальных рисков и профилактике девиантного поведения обучающихся». Издание размещено на сайте Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).
Профилактика девиантного поведения обучающихся в образовательных организациях: психолого-
педагогический скрининг и формирование благоприятного социальнопсихологического климата:
Методические рекомендации. – Москва: Министерство просвещения, 2023
Виды девиантного поведения и признаки рисков
Общий алгоритм действий для всех видов отклоняющегося поведения
• Профилактика социально-психологической дезадаптации