Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Это предполагает, что специалист по психолого-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, психопросвещения, но и обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны, что определяется возрастными особенностями учащихся. В работе с каждым возрастом педагоги-психологи определяют приоритетные направления работы. В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог.
Социально-педагогическое сопровождение учащихся является важным компонентом целостной системы образовательной деятельности школы. Прежде всего, оно направлено на поддержку ребенка в построении им своих социальных отношений, на обучение ребенка новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации, индивидуальное развитие ребенка. При этом сопровождение предполагает не решение проблемы ребенка за ребенка, а стимулирование его самостоятельности в решении его проблемы.
Представляем опыт работы специалистов ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» в образовательных организациях Самарской области по направлению «Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательных организациях Самарской области»: