Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан
Ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные вопросы языковой и
социокультурной адаптации детей иностранных граждан являются одним из
приоритетных направлений в реализации государственной политики в сфере
образования, а также объектом внимания педагогической общественности,
родительских сообществ, представителей сферы культуры, науки, различных
социально-профессиональных групп.
В настоящее время оформился общественно-государственный запрос
на организацию комплексной поддержки деятельности педагогических
работников, осуществляющих языковую и социокультурную адаптацию
детей иностранных граждан, импульсом к формированию которой является
поручение Президента Российской Федерации
по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям
30 марта 2021 года от 19 мая 2021 г. № Пр-831 в части принятия мер по
обеспечению разработки, апробации и внедрения в российских общеобразовательных организациях системы выявления особых образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан, в
том числе оценки уровня владения ими русским языком, а также механизмов
дополнительной языковой подготовки, достаточной для освоения
образовательных программ и необходимого психолого-педагогического
сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации.
Харитонова Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение
социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в
условиях образовательной организации. Методические рекомендации. –
Самара: ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», 2023 – С.
50
Харитонова Т.В., кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой
социально-гуманитарных наук ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический
центр»
«Психолого-педагогическое сопровождение и социализация
несовершеннолетних иностранных граждан в образовательных организациях
Самарской области». Выступление на XXVI областной научно-практической
конференции «Образование и психологическое здоровье» 8.11.2023
Чернова Е.Е., Фадеева М.П., педагоги-психологи ГБУ ДПО «Региональный
социопсихологический центр»
Роль школьного психолога в процессе адаптации несовершеннолетних граждан в
образовательных организациях г. Тольятти. Выступление на XXVI областной
научно-практической конференции «Образование и психологическое здоровье»
8.11.2023
Вавилова О.С., Самсонова И.А., педагоги-психологи ГБУ ДПО «Региональный
социопсихологический центр»
Особенности взаимодействия в системе «педагог-психолог-родители
несовершеннолетних граждан». Выступление на XXVI областной научно-
практической конференции «Образование и психологическое здоровье»
8.11.2023
Лепилина И.Г., педагог-психолог ГБУ ДПО «Региональный
социопсихологический центр»
Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации и интеграции
подростков-мигрантов в Самарском колледже им. Бартенева В.В. Выступление
на XXVI областной научно-практической конференции «Образование и
психологическое здоровье» 8.11.2023
Мелихова Г.Н., педагог-психолог ГБУ ДПО «Региональный
социопсихологический центр» (МБОУ Школа № 112 г.о. Самара)
Адаптация обучающихся детей иностранных граждан
(из опыта работы). Тезисы выступления на XXVI областной научно-
практической конференции «Образование и психологическое здоровье»
8.11.2023
Никашина Н.А., педагог-психолог ГБУ ДПО «Региональный
социопсихологический центр»
Формы и методы психологического сопровождения детей иностранных
граждан для их интеграции в учебный процесс ОУ.Тезисы выступления на
XXVI областной научно-практической конференции «Образование и
психологическое здоровье» 8.11.2023
Харитонова Т.В., кандидат психологических наук, доцент, заведующая
кафедрой социально-гуманитарных наук ГБУ ДПО «Региональный
социопсихологический центр»
«Психолого-педагогическое сопровождение по психологической и социально-
культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в условиях
образовательной организации». Выступление на семинаре для психологов ДОУ
Клюева Т.Н., Харитонова Т.В. Практики формирования межличностных
отношений в подростковом возрасте. Презентация к семинару для
заместителей руководителей ОО по воспитательной работе, педагогов-
психологов, социальных педагогов, советников директора по воспитанию.
23.10.2023
Упражнения для занятия с обучающимися. Материалы семинара «Практики
межкультурного взаимодействия» 23.10.2023
Об образовательных потребностях несовершеннолетних иностранных
граждан (детей мигрантов) (промежуточные результаты исследования ГБУ
ДПО «Региональный социопсихологический центр» в 2023 году)
Нормативно-правовые документы Федеральные
Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных
организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся
несовершеннолетних иностранных граждан. — М., 2022
Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации об организации работы общеобразовательных
организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных
граждан. — М., 2021
Региональные
Об утверждении Комплекса мер по социализации и психологической адаптации
несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по
образовательным программам дошкольного, начального общего, основного
общего и среднего общего образования, среднего профессионального
образования, высшего образования, на период до 2025 года. Приказ министерства
образования и науки Самарской области № 471-д от 02.09.2022.
Деятельность ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр»
Согласно
государственному заданию на 2023 год запланировано:
- Организация курсов повышения квалификации для педагогов-психологов и
социальных педагогов «Психолого-педагогическое сопровождение
социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в
условиях образовательной организации» 3 группы по 36 часов (п. 9.2.3). Описание
программы по адресу:
http://rspc-samara.ru/about/svedeniya/obr/obrprg/obrprg.html
- Исследование «Выявление образовательных потребностей несовершеннолетних
иностранных граждан (детей мигрантов) в общеобразовательных организациях
Самарской области» (п. 9.1.4). План исследования по адресу:
http://rspc-samara.ru/function/nauka/2023/9_1_4.pdf
- Подготовка и издание методических рекомендаций «Психолого-педагогическое
сопровождение социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных
граждан в образовательной организации» (п. 9.7.1)