Деятельность->Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан

Ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные вопросы языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан являются одним из приоритетных направлений в реализации государственной политики в сфере образования, а также объектом внимания педагогической общественности, родительских сообществ, представителей сферы культуры, науки, различных социально-профессиональных групп.

В настоящее время оформился общественно-государственный запрос на организацию комплексной поддержки деятельности педагогических работников, осуществляющих языковую и социокультурную адаптацию детей иностранных граждан, импульсом к формированию которой является поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям 30 марта 2021 года от 19 мая 2021 г. № Пр-831 в части принятия мер по обеспечению разработки, апробации и внедрения в российских общеобразовательных организациях системы выявления особых образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан, в том числе оценки уровня владения ими русским языком, а также механизмов дополнительной языковой подготовки, достаточной для освоения образовательных программ и необходимого психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации.

Харитонова Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в условиях образовательной организации. Методические рекомендации. – Самара: ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», 2023 – С. 50

Харитонова Т.В., кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-гуманитарных наук ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» «Психолого-педагогическое сопровождение и социализация несовершеннолетних иностранных граждан в образовательных организациях Самарской области». Выступление на XXVI областной научно-практической конференции «Образование и психологическое здоровье» 8.11.2023

Чернова Е.Е., Фадеева М.П., педагоги-психологи ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» Роль школьного психолога в процессе адаптации несовершеннолетних граждан в образовательных организациях г. Тольятти. Выступление на XXVI областной научно-практической конференции «Образование и психологическое здоровье» 8.11.2023

Вавилова О.С., Самсонова И.А., педагоги-психологи ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» Особенности взаимодействия в системе «педагог-психолог-родители несовершеннолетних граждан». Выступление на XXVI областной научно- практической конференции «Образование и психологическое здоровье» 8.11.2023

Лепилина И.Г., педагог-психолог ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации и интеграции подростков-мигрантов в Самарском колледже им. Бартенева В.В. Выступление на XXVI областной научно-практической конференции «Образование и психологическое здоровье» 8.11.2023

Мелихова Г.Н., педагог-психолог ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» (МБОУ Школа № 112 г.о. Самара) Адаптация обучающихся детей иностранных граждан (из опыта работы). Тезисы выступления на XXVI областной научно- практической конференции «Образование и психологическое здоровье» 8.11.2023

Никашина Н.А., педагог-психолог ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» Формы и методы психологического сопровождения детей иностранных граждан для их интеграции в учебный процесс ОУ.Тезисы выступления на XXVI областной научно-практической конференции «Образование и психологическое здоровье» 8.11.2023

Харитонова Т.В., кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-гуманитарных наук ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» «Психолого-педагогическое сопровождение по психологической и социально- культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в условиях образовательной организации». Выступление на семинаре для психологов ДОУ

Клюева Т.Н., Харитонова Т.В. Практики формирования межличностных отношений в подростковом возрасте. Презентация к семинару для заместителей руководителей ОО по воспитательной работе, педагогов- психологов, социальных педагогов, советников директора по воспитанию. 23.10.2023

Упражнения для занятия с обучающимися. Материалы семинара «Практики межкультурного взаимодействия» 23.10.2023

Об образовательных потребностях несовершеннолетних иностранных граждан (детей мигрантов) (промежуточные результаты исследования ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» в 2023 году)

Нормативно-правовые документы Федеральные

Методические рекомендации об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан. — М., 2022

Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан. — М., 2021

Региональные

Об утверждении Комплекса мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования, на период до 2025 года. Приказ министерства образования и науки Самарской области № 471-д от 02.09.2022.

Деятельность ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр»

Согласно государственному заданию на 2023 год запланировано:

- Организация курсов повышения квалификации для педагогов-психологов и социальных педагогов «Психолого-педагогическое сопровождение социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в условиях образовательной организации» 3 группы по 36 часов (п. 9.2.3). Описание программы по адресу: http://rspc-samara.ru/about/svedeniya/obr/obrprg/obrprg.html

- Исследование «Выявление образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан (детей мигрантов) в общеобразовательных организациях Самарской области» (п. 9.1.4). План исследования по адресу: http://rspc-samara.ru/function/nauka/2023/9_1_4.pdf

- Подготовка и издание методических рекомендаций «Психолого-педагогическое сопровождение социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной организации» (п. 9.7.1)